Организация тренировочного процесса и подготовка Спортсменов категории «юниоры» основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые сформулированы в специфических принципах тренировки:
1. Принцип единства общей и специальной физической подготовки;
2. Принцип систематичности и последовательности тренировочных нагрузок;
3. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок;
4. Принцип волнообразности динамики нагрузок;
5. Принцип цикличности построения процесса ФП,
6. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок
Особенности содержания тренировочного процесса и подготовка
спортсменов категории «юниоры» в акробатическом рок-н-ролле определена особенностями многолетней подготовки в Акробатическом Рок-н-Ролле, которая в свою очередь зависят от многих факторов. В первую очередь от структуры соревновательной деятельности физической и технической подготовленности спортсменов, обеспечивающих хорошие спортивные результаты.
Весь процесс многолетней тренировки разбивается на этапы:
1. Этап предварительной (начальной) подготовки 5-7 лет.
2. Этап начальной спортивной специализации (8-9 лет)
3. Этап специализированной (углубленной) подготовки (10-12 лет)
4. Этап максимальной реализации (спортивное совершенствование) 13 -17
5. Этап высшего спортивного мастерства с 17 лет
Этап тренировки в группах спортивного совершенствования занимает 4 года. Возрастные границы его находятся в диапазоне 13—17 лет. Данный период многолетней тренировки приходится на подростковый и юношеский возраст.
Физическое развитие детей подросткового возраста (12—15 лет девочки, 13—16 лет мальчики) существенно отличается от развития в предшествующие годы: происходит процесс полового созревания, сопровождаемый интенсивным ростом и увеличением всех размеров тела. В этом возрасте отмечается опережение роста нижних и верхних конечностей по сравнению с ростом туловища, что приводит к изменению пропорций тела.
С увеличением массы и объема мышечной ткани увеличивается сила мышц. Интенсивное нарастание силы происходит в 13— 14 лет. У девочек существенно ниже как абсолютные, так и относительные проявления мышечной силы. В период от 13 до 16 лет наблюдается интенсивный рост размеров сердца. После полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза. Это приводит к тому, что объем сердца перестает соответствовать развитию сосудов, что является одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте.
К 17 годам по своему физическому развитию (рост, вес, емкость легких, сила мышц и пр.) юные спортсмены вплотную приближаются к юношам и девушкам старшего возраста или даже к взрослым спортсменам. В целом же юноши и девушки 16—17 лет, еще далеко не взрослые люди, и специфика их физиологии не позволяет им применять высокоинтенсивные тренировочные нагрузки в таком объеме, в каком их применяют взрослые высококвалифицированные спортсмены.
У подростков появляются излишняя самоуверенность, резкость суждений, часто граничащая с необдуманными действиями, стремление казаться сильными, отважными. Как правило, мальчиков и девочек этого возраста отличает замкнутость в отношениях со взрослыми, поэтому они редко жалуются на свои болезни или тяжесть нагрузок, весьма неохотно посвящают тренера в интимные вопросы, связанные с физиологией организма.
В этом возрасте для юношей и девушек характерны осознанное отношение к занятиям акробатическому рок-н-роллу, сила привычки и любви к избранному виду спорта, у них появляются уверенность или надежда на достижение высоких спортивных результатов.
Анатомо-физиологические и психологические изменения в процессе возрастного развития отражаются и на проявлении физических качеств. Например, в 14 лет выносливость составляет примерно 70% выносливости взрослых, а в 16 — 80%. Показатели силы мышц на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых спортсменов в 13—15 лет, а показатели максимальной силы — к 17—19 годам. К 17 годам быстрота и ловкость спортсменов в основном остаются на приобретенном уровне. Таким образом, у 17-летних спортсменов в основном завершается формирование всех физических качеств.
Тренировочный процесс приобретает ярко выраженный характер углубленной специализации.
Главная цель подготовки на данном этапе состоит в дальнейшем совершенствовании общей и специальной физической подготовленности; освоении и совершенствовании акробатических элементов и связок категории юниоры, ознакомление с акробатикой «В» и «А» классов; повышении психологической подготовленности; участии в различных соревнованиях.
Основные задачи подготовки:
1. завершение работы по созданию прочной базы общей физической подготовленности;
2. повышение уровня развития основных физических качеств и эффективность их реализации;
3. значительное повышение объема и интенсивности нагрузки в специальной подготовке;
4. дальнейшее совершенствование техники различных элементов акробатики и надежности их выполнения;
5. продолжение работы по воспитанию трудолюбия, настойчивости, чувства ответственности и патриотизма.
Учебно-тренировочный процесс на данном этапе многолетней тренировки характеризуется усилением специализированной работы:
в совершенствовании физических качеств, спортивной техники и тактики, участием во всевозрастающем количестве соревнований.
Удельный вес специальной физической, технической, хореографической и тактической подготовки значительно увеличивается за счет времени, отводимого на специальную подготовку. Так, СФП составляет 70—80% от общего объема времени, а ОФП —20—30%.
Значительное место занимает занятия с большими тренировочными нагрузками.
Техническая подготовка направлена на повышение арсенала, разнообразия и трудности элементов и акробатических связок , чистоты и уверенности их исполнения. Любая односторонность препятствует совершенствованию спортивного мастерства.
индивидуальные особенности телосложения;
общий энергетический ресурс;
уровень одаренности спортсмена к ИВС;
уровень психологической устойчивости.
Факторы, ограничивающие нагрузки:
Для этого этапа тренировки характерен целеустремленный поиск индивидуальных форм работы в соответствии с морфологическими, функциональными и психологическими особенностями каждой спортивной пары.